9.
Понятие социального партнерства. Уровни и формы социального партнерства.
Социальное партнерство — система
взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями
(представителями работодателей), органами государственной власти, органами
местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).
Урегулированные нормами трудового
законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства —
работниками (их представителями), работодателями (их представителями),
органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся
правоотношениями социального партнерства.
Субъектами социального партнерства в
сфере труда выступают:
1) работники;
2) работодатели;
3) представители
работников;
4) представители
работодателей;
5) органы государственной
власти;
6) органы местного
самоуправления.
Правовое положение каждого из них
отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и
лежащими на них обязанностями.
Социальное партнерство осуществляется
в формах:
коллективных
переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и
заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных
консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав
работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия
работников, их представителей в управлении организацией;
участия
представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Интересы
государства представляют:
на федеральном уровне
а) Правительство РФ;
б) Министерство по труду и социальному развитию;
в) государственные органы по труду.
на региональном уровне
а) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
б) органы по труду субъекта Российской Федерации.
на федеральном уровне
а) Правительство РФ;
б) Министерство по труду и социальному развитию;
в) государственные органы по труду.
на региональном уровне
а) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
б) органы по труду субъекта Российской Федерации.
Особым субъектом при заключении территориального коллективного соглашения являются органы местного самоуправления, так как они не относятся ни к представителям работников и работодателей, ни к представителям государства.
На каждом уровне социального партнерства стороны имеют своих представителей.
Статья 26 Трудового кодекса определяет следующие уровни социального партнерства:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
5) уровень организации (локальный уровень), устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
44. Медицинские осмотры.
Работники, занятые на тяжелых работах
и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на
подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта,
проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и
периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры
(обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения
поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии
с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные
медицинские осмотры (обследования).
Работники организаций пищевой
промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений,
лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других
работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях
охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения
заболеваний.
Настоящим Кодексом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные
медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в
течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных
медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.
Вредные и (или) опасные
производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми
актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае необходимости по решению
органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться
дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских
осмотров (обследований).
Работники, осуществляющие
отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной
опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных
факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят
обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет
в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей
медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования
осуществляются за счет средств работодателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий